Владивосток: +7 (423) 268-38-08
Москва: +7 (950) 289-99-02
Китай: +86 (453) 813-50-80

Функции и виды коносамента, их особенности и различия

Готовясь к транспортировке товара, изучите важнейшие термины, которые относятся к сфере грузоперевозок. Это позволит избежать многих проблем, трудностей и недоразумений между контрагентами. К числу важнейших терминов относится понятие коносамент. Его активно используют во внешнеэкономической деятельности. Поэтому знать значение термина нужно обязательно.

Документ, который транспортная компания выдаёт грузовладельцу – это коносамент. Только при физическом наличии этой бумаги в оригинале реализуются права на груз. Это значит, что факсимильные документы, а также нотариально заверенные и прочие копии являются недействительными. Ну а регулируются коносаментные перевозки Гаагскими и Гамбургскими правилами.

Функции

Коносамент используется в морских и речных грузоперевозках. Он подтверждает факт принятия груза для его последующей транспортировки по воде. Раньше подобной бумаги не было в пакете документов, который собирался для перевозки груза автомобильным или железнодорожным транспортом, но сейчас ситуация изменилась.

морской коносамент

Коносамент, который охватывает разные виды транспорта, принято называть сквозным.

Морской коносамент выдается перевозчиком владельцу груза. Подписывается он капитаном корабля или владельцем судоходной компании, которая взяла на себя ответственность, связанную с транспортировкой товара. Ну а оформлением коносамента может заняться сторонний агент. Однако в таком случае в нём прописывается информация о том, на каком основании и от чьего имени действует агент. Кроме того, в документе обязательно указывается дата, которая говорит о том, когда груз был передан перевозчику для его дальнейшей транспортировки.

Что касается функций коносамента, то они довольно широки. Данный документ может выступать:

  • товарно-транспортной накладной;
  • официальным договором перевозки товара морскими или другими путями;
  • товарораспорядительным документом;
  • распиской перевозчика о получении товара для его последующей транспортировки;
  • основанием для выдачи груза в терминале прибытия.

коносамент бланкДля многих фирм актуален вопрос, в каком количестве экземпляров выдается коносамент. Он всегда оформляется в трёх экземплярах, каждый из которых равноправен и считается оригиналом. Это подтверждается соответствующими штампами.

Для выдачи товара достаточно одного сопроводительного экземпляра, который отличает от двух других своим цветом. После передачи товара грузополучателю, остальные два экземпляра теряют свою силу. Ну а перевозчик в этот момент снимает с себя всю ответственность за состояние транспортируемой продукции.

Если у отправителя груза нет на руках собственного оригинального экземпляра коносамента, то в случае форс-мажорных обстоятельств во время перевозки, он не сможет забрать товар или решить спорные вопросы в свою пользу. Поэтому нужно позаботиться о получении своего бланка коносамента.

образец коносаментаТак как за сохранность груза отвечает судоходная компания, занимающаяся транспортировкой товара, то перед принятием товара перевозчик обязан проверить продукции на наличие физических повреждений и дефектов.

Если во время проверки будут выявлены дефекты или повреждения, то они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра коносамента. В таком случае его называют коносаментом с оговорками.

Если никаких претензий к товару нет, документ остаётся чистым.

Правила заполнения

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо соблюдать правила заполнения коносамента. Если он будет заполнен с ошибками или неточностями, это серьёзно усложнит процесс таможенного оформления и отгрузки товара.

образец коносаментаДля заполнения коносамента отправитель товара обязан предоставить такие данные:

  • Юридическое название транспортной компании, которая была утверждена на роль перевозчика груза;
  • Название транспортного судна, если груз был принят не судоходной компанией, а определённым кораблём;
  • Юридическое название компании поставщика;
  • Наименование терминала, в котором происходило оформление груза с последующей его передачей на погрузку;
  • Наименования терминала прибытия;
  • Имя лица, которое будет принимать груз в пункте назначения;
  • Полное наименование поставляемой продукции;
  • Техническая информация о товаре (размер, вес, количество);
  • Оплаченный фрахт;
  • Счета, подтверждающие оплату услуг перевозчика;
  • Количество оригинальных экземпляров подписанных документов;
  • Подпись капитана корабля или владельца судна. В некоторых случаях допускается подпись доверенного лица транспортной компании.

Чтобы избежать трудностей, можно использовать образец коносамента, с помощью которого даже новичок сумеет оформить бланк. Ну а оформляется он как стандартный документ или фирменный бланк утверждённой транспортно-экспедиторской компании.

Главным документом считается сопроводительный экземпляр коносамента. Остальные его экземпляры отличаются цветом и признаются лишь копиями. С целью идентификации каждого из экземпляров на них могут быть обозначены порядковые номера.

Виды коносаментов

Существуют разные виды коносаментов, каждый из которых обладает определёнными функциями и особенностями.

To-order bill of lading

Это ордерный коносамент, на котором ставятся пометки: «приказу грузополучателя» или «приказу грузоотправителя». То есть, если на нём нет пометки «приказу получателя», то документу априори присваивается статус «приказу отправителя». Эти пометки означают, что товар может быть передан третьему лицу согласно передаточной надписи, проставленной в документе.

Если бланк содержит несколько таких надписей, то продукция передаётся согласно последней из них.

Bearer bill of lading

Является документом на предъявителя. Согласно данной бумаге, поставляемый товар отдаётся держателю бланка с помощью простого вручения.

Straight bill of lading

Это именной документ, который оформляется на определённого грузополучателя. В нём подробно расписывается адрес пункта назначения и названия терминала прибытия.

Если появится необходимость передачи именного договора другому лицу, то сделать это можно с помощью передаточных надписей, которые оформляются согласно правилам долговых обязательств. Так что груз может получить как держатель документа, так и лицо, указанное в передаточной надписи.

Домашний коносамент

Получают для того, чтобы снизить риски отправителя груза и оградить его от возможных проблем. Кроме того, коносамент домашний оформляется и в таких случаях:

  • Есть необходимость сокрытия транспортного маршрута, по которому пойдёт груз;
  • Необходимо скрыть настоящего владельца груза;
  • Отправитель предоставляет заказчику ряд дополнительных услуг, которые не предусмотрены морскими и речными перевозками;
  • Фрахт был куплен у транспортной компании, которая не имеет своих судов, но является членом NVOCC;
  • Если документ необходим до того, как товар будет погружен на судно. Это актуально тогда, когда контрагенты работают по кредитной схеме.

коносамент виды

S. S. Co’s bill of lading

Это рейсовый документ, который необходим для прямой транспортировки груза. Он содержит действующие условия контракта, которые в нём и прописываются. Такой коносамент также выполняет и функции расписки, подтверждая факт принятия груза на борт.

On board B/L

Данный бортовой документ выдаётся только после полной погрузки товара на судно. Его получают взамен берегового документа.

Custody B/L

Этот коносамент представляет собой береговой документ, который выполняет функции расписки перевозчика о приёме на суше товара от отправителя. Например, если поставщик передаёт груз на склад транспортной компании, то оформляется данный тип документа. Когда товар, для транспортировки которого был оформлен документ, перемещают на борт судна для дальнейшей транспортировки заказчику, в нём отмечается факт погрузки. В нём указывается дата проведения погрузочных работ и прочая информация.

Charter B/L

Фрахтовый морской коносамент, в котором прописываются условия чартера. Его особенностью является то, что это не юридический договор. Он выступает некой распиской перевозчика о приёме товара для его последующей поставки заказчику.

Through bill of lading

Так называемый сквозной коносамент. Он оформляется в том случае, если груз транспортируется не только морскими путями, но и другими видами транспорта. Речь идёт о тех случаях, когда перевозка морем или внутренними водами является промежуточным звеном транспортной цепи. 

Поставщик, оформляя такой коносамент, подписывает его только с транспортно-экспедиторской компанией, которой была доверена перевозка груза. После чего перевозчик берёт на себя все обязательства, связанные с перегрузкой товара и его последующей транспортировкой.

При таком способе транспортировки, когда задействует несколько транспортных средств, поставка считается выполненной только после передачи груза последним перевозчиком грузополучателю. Ну а так как такой тип коносамента является сложным, его принято дополнительно страховать.

коносамент виды

Clean Bill of Lading

Представляет собой чистый документ. Это значит, что в нём нет дополнительных пометок о состоянии перевозимого товара. Выдаётся в том случае, если полученный перевозчиком товар не имеет повреждений и изъянов. То есть, он должен полностью отвечать регламентированному внешнему виду.

Если же груз повреждён или имеет внешние дефекты, то в этом случае оформляется другой коносамент.

Foul Bill of Lading (Claused Bill of Lading)

Так называемый «грязный» документ, в котором прописана дополнительная информация о ненадлежащем состоянии упаковки или дефектах груза. Если во время перевозки груз получит еще какие-либо повреждения, которые станут следствием изначальных дефектов товара или упаковки, транспортная компания имеет возможность доказать данный факт. Это значит, что перевозчик снимет с себя ответственность.

Bills in a set

Он идёт со всеми накладными в комплекте и позволяет передавать груз по любому из оригинальных экземпляров.

При оформлении такого коносамента, на каждом из трёх оригинальных экземпляров проставляется серия. Делается это для того, чтобы груз не был выдан по другим документам.

Negotiable bill

Оборотный документ, в котором ставится пометка «по приказу отправителя/получателя», которая позволяет передавать груз третьим лицам, согласно передаточным надписям.

Также оформить груз можно с помощью письменного договора, который заключается между отправителем и владельцем судна. Такой договор является подтверждением того, что товар в надлежащем качестве был принят перевозчиком для его дальнейшей перевозки в целости и сохранности.

Видео

В данном видео наш эксперт подробно расскажет о том, что такое коносамент, и чем от отличается от других транспортных документов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 рейтинг 4.83 из 5 (3 голосов)

Отзывы и комментарии

Поделись ссылкой в соцсети: